Пресс-центр

1 тур Юношеского конкурса - Зырянов М.

Прослушивания Юношеского этапа конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко — особенная история. Ранее автору этих строк не доводилось на них бывать, и видимо, зря. Участники его — почти взрослые молодые люди, будущее музыкальной культуры разных стран. По своему статусу юношеские туры проходят в среднем музыкальном учебном заведении — а именно в училище Чайковского, в зале Маклецкого, в почти что домашней атмосфере.

Во второй половине дня было прослушано 6 человек, и тем самым полностью завершен 1-й тур конкурса. Программа юношеского первого тура стандартизирована следующим образом: полифоническое произведение (чаще всего И. С. Баха), технический этюд, художественный этюд, пьеса французского импрессиониста. Подобное построение очень логично: не очень сложный по технике малый цикл Баха позволяет сохранить силы для этюдов, а не слишком тяжеловесная пьеса в стиле импрессионизма находится в конце, когда исполнитель уже немного устает. Так и вышло, что только за вторую половину дня было сыграно 6 малых циклов Баха из «Хорошо Темперированного Клавира» (но не только) и 6 разных этюдов Карла Черни. По этому поводу в перерыве один из членов жюри сказал коллеге, что такого количества Черни он уже давно не слышал. Автор полностью с ним солидарен, но — ради протокола — такого хорошего и художественно-образного исполнения этюдов Черни он вообще никогда не слышал.

Начал вторую половину прослушиваний 1-го тура Рашид Рахимов — гость из Казахстана, студент 2 курса Мангистауского колледжа искусств (класс К. Нуруевича). Он исполнил прелюдию и фугу a-moll из II Тома ХТК, этюд № 8 a-moll Черни, знаменитый 12-й этюд Шопена c-moll и Прелюдию из Сюиты для фортепиано Дебюсси. Исполнение Баха для молодых пианистов — одна из наиболее трудных задач, и не в техническом плане, но в передаче истинного духа барокко. Рашид был осведомлен об этом и играл Баха строго и очень точно, хоть и немного зажато. Исполнение фуги было отмечено сильно выделенными проведениями темы в экспозиционном разделе — Рашид не пожалел фортиссимо для каждого нового вступления, но дальше он разыгрался, и голоса фуги обрели слаженность. В той же манере был исполнен и этюд — это впечатление еще более усиливалось из-за одинаковой тональности. Прелюдия Дебюсси из всей программы Р. Рахимова была сыграна очень профессионально, с широтой и размахом. Та же энергия перешла и в 12-й этюд Шопена, как известно, требующий подобной манеры исполнения. Публике понравилось — громкий шепот «класс!» из зала характеризует выступление лучше, чем все вышенаписанное.

Конкурсный номер 9 Павел Войцеховски — участник из Варшавы, ученик 3 курса Музыкальной школы им. Зенона Бржевского (педагог — профессор Дж. Лавринович) — также исполнил прелюдию и фугу Баха (не из ХТК, а gis-moll BWV 863), этюд Черни № 13 B-dur и этюд Шопена — на этот раз № 1. В качестве пьесы была взята «Лодка в океане» из цикла «Отражения» Равеля. В отличие от Рашида, Павел играл Баха в романтическом стиле, с заметной гудящей педалью (в фуге — в меньшей степени). Стиль его игры даже при исполнении полифонии Баха был слишком эмоциональным. Зато исполнение этюда Черни в таком стиле было, наоборот, очень оригинальным и заметно обновило слуховые ассоциации автора, связанные вообще с этюдами Черни. Такое бурное выражение сказалось на исполнителе — видно было, что он начал выдыхаться уже в начале этюда Шопена. Павел начал играть пьесу Равеля так же быстро, как и Шопена. В процессе он замедлил темп, но усталость взяла свое — для пьесы в стиле импрессионизма исполнителю уже немного не хватило выразительности.

Следующий участник — Борис Ковров, студент 3 курса Свердловского училища им. П. Чайковского (класс В. Поповой) — сыграл все тех же Баха, Черни и Шопена (прелюдия и фуга E-dur из 1-го тома ХТК, этюд № 39 G-dur и этюд № 4 cis-moll соответственно) и «Отражения в воде» Дебюсси. Играл он наиболее свободно — очевидно, «свое игровое поле» все же имеет значение для уверенности в успехе. Баха он исполнил довольно строго, со знанием дела — хотя и к концу фуги эмоции начали брать верх, и напористость игры все больше усиливалась. Тот же напор сохранился и в этюде Черни, хотя в целом было ощущение легкости исполнения. Этюд Шопена и пьеса Дебюсси были исполнены превыше всяких похвал — эмоциональность этюда и звукоизобразительность в пьесе были на высоте.

После перерыва на сцену вышла участница школьного возраста — Полина Седова из Нижнего Новгорода (9 класс детского отделения Нижегородского музыкального училища, педагог — А. Богданович). В программе — все те же Бах, Черни, Шопен и Дебюсси. Исполнение Баха (прелюдия и фуга Es-dur) было весьма корректным — небыстрым и без романтических длиннот. Этюд Черни Полина начала играть с чрезмерной силой, поэтому он ей не совсем удался. Впрочем, именно во время исполнения этюда стала заметна серьезность и целеустремленность участницы. Этюд Шопена тоже был не в самом лучшем виде — вся энергия, казалось, ушла в предыдущий. Зато исполнение «Фейерверков» Дебюсси стало лучшим воплощением духа импрессионизма во второй половине прослушиваний (мнение автора текста, соглашаться необязательно) — очень атмосферное, с верно прочувствованными и верно проявленными эмоциями.

Под номером 12 выступил Матвей Шумков, ученик 10 класса Уральского музыкального колледжа (класс профессора С. Белоглазова). Его программа несколько отличалась — Бах (цикл cis-moll из 2-го тома) и Черни (№ 45 As-dur) были все те же, а вот в качестве художественного этюда был взят Этюд-картина № 8 Рахманинова. Ну и, конечно, импрессионизм — знаменитая «Игра воды» Равеля. Произведения сложные, но сильные в отношении конкурса. Исполнение Баха было наиболее профессиональным из всех услышанный автором в этот день. Манера игры Матвея была весьма заметной — но в сторону сосредоточенности. Черни был сыгран блистательно. Во время исполнения Рахманинова стал заметен единственный недостаток Матвея — некоторая монотонность. Ее ощущение создали выдержанность стиля игры в совокупности с маленькими перерывами между произведениями. Да, Матвей отлично знает текст и у него прекрасная техника, но этюду Рахманинова и пьесе Равеля не хватило душевности.

Последний участник — Даниил Немов из ЦМШ (класс профессора Н. Трулль) — играл также программу с этюдом-картиной Рахманинова и пьесой Равеля. Казалось бы, он был достойным соперником Матвея. Но все дело испортило исполнение Баха — такое же романтически гудящее, как и у П. Войцеховского: прелюдирование звучало как гитарный аккомпанемент для серенады, а тема фуги — как ария ламенто. Зато этюд Черни прозвучал приятным контрастом. Этюд-картина № 6 Рахманинова — знаменитая «Метель» — стала лучшим номером в программе Даниила. Эмоциональная манера игры выручила его, причем по прошествии времени стало понятно, что Даниил — наиболее физически подготовленный участник. Даже к концу его выступления не было заметно признаков усталости («Альборада» Равеля прозвучала даже чересчур громковато).

Таким образом, первый тур Юношеского конкурса пианистов Веры Лотар-Шевченко, несмотря на некоторое однообразие программ, вовсе не показал себя скучным. Наоборот, свежий взгляд молодых исполнителей на известные произведения привнес в слушательский опыт автора сих строк много интересного. И поэтому он с любопытством ждет второго тура и желает участникам успеха.

Михаил Зырянов, кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории музыки УГК им. М. П. Мусоргского


Возврат к списку