Пресс-центр

C инструментом наедине - ВЕДОМОСТИ (Новосибирск)

С инструментом наедине Рубрика: Культура Сегодня в концертном зале Новосибирского театра оперы и балета состоится торжественное закрытие и награждение лауреатов III Международного фортепианного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко — талантливой пианистки, которой довелось играть с оркестром Артура Тосканини и 13 лет сидеть в сталинских лагерях. Зигзаг удачи Вера Августовна прожила удивительную жизнь, в которой было место и творческим взлётам, и несправедливым изломам. Она родилась в Турине в 1901 году, в семье преподавателей высшей школы. Музыкой увлеклась с ранних лет. В Париже она училась у Альфреда Корто и переняла любовь своего педагога к музыке Шопена и Дебюсси. По окончании курса Вера Лотар стажировалась в Венской музыкальной академии, где в её репертуаре появились Бах, Моцарт, Бетховен. Казалось, что судьба к ней благосклонна, что открывает перед ней все двери... Но, выйдя замуж за сотрудника советского торгпредства Владимира Шевченко и переехав с ним в СССР в 1938 году, Вера Августовна пережила драматический поворот. Сначала арестовали мужа, затем и её. Она отбывала назначенное ей наказание в лагерях, «давая концерты» на фортепианной клавиатуре, вырезанной на нарах кухонным ножом — чтобы не забыли пальцы… После освобождения Вера Лотар-Шевченко работала концертмейстером в Нижнем Тагиле, затем переехала в Барнаул. А в конце 70-х — по приглашению основателя Сибирского отделения Российской академии наук Михаила Лаврентьева — оказалась в Академгородке и стала солисткой Новосибирской государственной филармонии. На нашей земле пианистка прожила 16 лет, постоянно гастролируя, давая концерты в Москве, Ленинграде, Одессе, Омске, Свердловске. Надо сказать, что неоднократно Вера Августовна получала возможность вернуться во Францию, туда, где она родилась, но она всегда давала отказ, до смерти оставаясь советской пианисткой. Она похоронена на Южном кладбище Академгородка. А в память о Вере Лотар-Шевченко в Новосибирске раз в два года проходит Международный конкурс пианистов, который выявляет молодые дарования. От Парижа до Нижнего Тагила Нынешний конкурс, который стартовал 1 декабря, уже третий в истории. «С первого конкурса и по сей день мы стараемся поддерживать связь с местами, близкими Вере Августовне в профессиональном смысле, — рассказывает председатель оргкомитета Юрий Данилин. — Наши лауреаты обязательно играют в зале Корто в Париже. Это одно из условий конкурса, которое мы стараемся свято выполнять. Нынешние лауреаты сыграют в зале Корто 25 января. Кроме того, недавно мы доехали и до Нижнего Тагила, где Вера Августовна отбывала наказание, где она вышла на свободу и где впервые добралась до музыкального инструмента. Представьте себе, там всего один инструмент на весь город и один зал, примерно на тысячу человек, где можно играть. Но это был один из самых трогательных эпизодов за всю историю нашего музыкального турнира! Пришли люди, которые видели Веру Лотар-Шевченко сразу после её заключения, они ещё живы… Было ощущение, что весь город собрался слушать музыкантов. Мы долго не могли уехать оттуда, нас просто не отпускали». Кроме географической привязки к местам, памятным для Веры Лотар-Шевченко, конкурс пианистов её имени имеет и другие отличительные черты. Его организаторы отслеживают и дальнейшие успехи тех, кто в нём побеждает. «Приятно, что наши лауреаты отличаются и на других престижных конкурсах, начинают работать с ведущими оркестрами страны, — не без гордости говорит Юрий Валерьевич. — Например, победитель первого конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко Филипп Копачевский, ещё являясь студентом второго курса консерватории, уже солист московской филармонии. И он только что сыграл с государственным симфоническим оркестром имени Светланова два концерта». География музыки На этот раз оценивали пианистов члены жюри во главе с Марией Гамбарян. Заслуженная артистка России, народная артистка Армении, ученица легендарного Константина Игуменова и ныне концертирующая пианистка старшего поколения о своей роли в составе судей высказалась парадоксально: «Вообще-то я против конкурсов. Какое-то время принципиально отказывалась от них. Но потом принцип пошатнулся. Во время конкурсов всё-таки общаешься с людьми, знакомишься. Это интересно!». Состав жюри конкурса памяти Лотар-Шевченко собрался поистине международный. В нём представлены и Наталья Талдыкина (на фото), солистка Новосибирской государственной филармонии, и Велько Глодич, профессор Загребской музыкальной академии по классу фортепиано из Хорватии, и финн Юхани Лагерспец, профессор по классу фортепиано в Академии Сибелиуса… А вот география претендентов на победу на этот раз сузилась до двух государств — России и Украины: по финансовым соображениям пришлось отказаться как от юношеского конкурса, так и от приглашения участников из дальнего зарубежья. «Зато мы отобрали первоклассных российских пианистов. Лучше них всё равно никого нет, да простят меня зарубежные коллеги», — уверен Юрий Данилин. К слову, среди 17 конкурсантов есть и трое претендентов из Новосибирска: Дмитрий Карпов, солист Новосибирской государственной филармонии, Лев Терсков, победитель юношеского конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, и Герман Уколов, студент четвёртого курса Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Все они — ученики профессора Мэри Симховны Лебензон. Конкурсанты, отобранные из 28 претендентов, приславших заявки на участие, были независимы в своём выборе музыкального материала. Любимые Верой Лотар-Шевченко Дебюсси и Бетховен соседствовали с менее известными широкой публике именами и произведениями. Участники были свободны как от обязательного репертуара, так и от жёстких критериев отбора. «Не имело значения, откуда этот человек подал нам заявку, — объясняет Юрий Валерьевич, — студент ли он консерватории, солист ли филармонии или вообще дома играет и решил явиться на конкурс. Основной конкурс всё это позволял. Мы не ограничивали возраст, не требовали никаких справок о музыкальном образовании. Это всё не важно. Важно только одно — что человек может показать за инструментом».

Автор: Ирина Тимофеева — журналист


Возврат к списку