Пресс-центр

I тур. Основной конкурс

Рабига ДЮСЕМБАЕВА (аспирантка Московской консерватории; педагог – засл. арт. РФ, профессор К.В. Кнорре) вошла в соль-мажорную сонату №10 Бетховена, как в лирический поток, который уже звучал в ней заранее. Пианистка представила мир композитора как светлый, идиллический, пейзажный. Очень мягкая, кантиленная подача как мелодии, так и фигурации в аккомпанементе Первой части еще более смягчалась нанизыванием фактуры на педаль. При этом все мелкие пассажи прозвучали бойко и живо. Выйдя из «потока» Первой части в отрывисто-аккордовое Andante Второй части, исполнительница продемонстрировала гибкость интонации и способность существовать в игровой стихии, с острыми вкраплениями синкопированных акцентов. В исполнении Третьей части сонаты – Скерцо – моменты собственно скерцозные, заостренные, игровые снова сменились «педальной» лирикой. Был ли это Бетховен по стилю исполнения? Оставалось много сомнений. 
Однако чем далее продвигалась Рабига по своей программе, тем более казалась убедительной. Справившись с виртуозностью «Хоровода гномов» Листа, пианистка, наконец, позволила сполна выплеснуться своему темпераменту в «Весенней ночи» Шумана-Листа. В этой роскошной транскрипции рояль зазвучал действительно по-оркестровому; все богатство звукописи, пряных гармоний, многослойной фактуры было донесено до слушателя. 
Кульминацией выступления конкурсантки №1 стала трехчастная сюита Дебюсси. И именно это произведение открыло суть индивидуальности Р. Дюсембаевой. Пожалуй, ее стихия – это поэтичность в музыке. Ей близко, по-видимому, все природное, пейзажное, атмосферное, импрессионистичное, порой даже диковатое и непредсказуемое. Поэтому Дебюсси – несомненно, ее автор. От смутных, таинственных, затаенных звучностей – до прорывов в яркую концертность. Посредством эффектных глиссандо – к взрывам красок, эмоций, энергии. Проявив себя технически подкованной пианисткой, Р. Дюсембаева к концу своего выступления не только не потеряла в энергетике, но, кажется, даже аккумулировала ее приращение. 

Открывшая вторую половину дня Дания ХАЙБУЛЛИНА на конкурс памяти В. Лотар-Шевченко приезжает во второй раз. В 2012 году она стала дипломантом и многим запомнилась. Сейчас Дания является студенткой III курса Новосибирской консерватории, представляя школу известного и заслуженного педагога М.С. Лебензон. 
Знаменитая «Апассионата» Бетховена требует от пианиста смелости, дисциплины, воли и самоотверженности. Твердые точные пальцы Дании в Первой части извлекали звук строгий, аскетичный, почти беспедальный и таящий скрытую внутреннюю энергию. Графически ясные линии были проинтонированы, наполнены, а решимость и самоотверженность прорвались в кульминации. Внутренняя дисциплина и ритмическая выдержка еще больше понадобились пианистке во Второй части, где царили благородство, «покой и воля». В технически сложном финале бурлящая бетховенская фактура пролилась из-под рук Дании как единая убористая каллиграфическая линия. Кода же прозвучала торжеством, превосходством личности над судьбой и человеческой слабостью. 
«Мефисто-вальс» Листа пробудил в исполнительнице чертовщинку. Д. Хайбуллина заиграла здесь как яркая артистка – красочно и темпераментно, а медленный раздел – с томительной грацией. Умение гибко переключаться в иной темп и градус музыки; отсутствие боязни «выпадать» в моменты безмолвия, тихого хрустального одноголосия; способность стать волшебницей в причудливых звонких фиоритурах; дар Дании к образным перевоплощениям и настоящему романтическому звуковому пиршеству в кульминации – все это подарило слушателям исполнение «Мефисто-вальса». 
Две прелюдии Дебюсси завершали выступление пианистки. Акварельная, созерцательная, женственная «Девушка с волосами цвета льна» сменилась изощренной звукописью «Фейерверка», в котором пальцы пианистки неслись по клавишам, словно золотые брызги. Артистизм, эмоциональная самоотдача, собранность, техничность – такие черты прежде всего характерны для Дании Хайбуллиной. 

Зрелая пианистка, преподаватель Ростовской консерватории Софья БУГАЯН сразу поразила своей неженской цепкой хваткой, высекающей из рояля, казалось, всю полноту звучания, на которую инструмент способен. В развернутой композиции «Чаконы» Софии Губайдулиной пианисткой было продемонстрировано убедительное преподнесение этой «конструктивистской музыки» – очень мужской по духу, несмотря на женское авторство. Фугированность, токкатность, аккордовость, полипластовость… – все это с непререкаемой железной хваткой и пальцевой мощью было вытащено ею со дна клавиш. Рояль кипел новыми для слуха звуковыми сочетаниями – беспощадными по трагизму, будто сразу отливавшимися пианисткой в архитектурные монументы. Неумолимость времени – маятника – колокола. На нас обрушилась мощь и жесткость современного мира. 
Классическая ясность и четкость, выдержанность и твердость, недопущение ни малейшей манерности – так прозвучала из-под пальцев С. Бугаян Соната соль-мажор Гайдна. Поразила полнейшая способность исполнительницы контролировать до мелочей все темповые и интонационные градации. Грация, женственность и игровая стихия дополнили здесь «мужской» стиль игры Софьи. 
Современная подача музыки Губайдулиной, классически отточенная подача Гайдна – и, наконец, романтический стиль игры в «Юмореске» Шумана. Пожалуй, что С. Бугаян показала себя как профессионал, весьма осведомленный в области интерпретации различных стилей. Само произведение Шумана – это свободная сюитная форма с массой эпизодов, состояний, образов. Ею руководит романтическая, не скованная никакими правилами, непринужденная логика переключений и путешествия то в лирику, то в игровую стихию, то в созерцание… Пианистка естественно следовала за этим непредсказуемым калейдоскопом музыкальных образов, используя разнообразие нюансов, штрихов, темпоритмов. Казалось, она чувствует себя, как рыба в воде, и умеет заворожить нас благодаря своему владению музыкальным временем. Если попытаться суммировать главные черты пианистки С. Бугаян, то после выступления на I туре это будут: уверенность, зрелость, умение завладеть вниманием слушателя, энергичное звукоизвлечение, техническая оснащенность, способность «бега на длинные дистанции». 

Марфа Треплева

Возврат к списку