Пресс-центр

I тур основного конкурса (первый день) - Зырянов М.

Прослушивания первого тура Основного конкурса начались в 10–00 в Большом зале Уральской консерватории. К сожалению, автор обзора попал только на вторую половину дня, с 14–00, когда было прослушано два конкурсанта. Сразу же бросилась в глаза разница с Юношеским конкурсом — более свободная программа, более длительное время выступления каждого участника. На за столом жюри — все те же лица, и публика все так же доброжелательно относится к выходящим на сцену.

Четвертым конкурсным номером выступал итальянец Данило Мацетти (хотелось бы верить, что с русскими корнями — уж очень необычное сочетание имени и фамилии). Гость из Италии является учеником — внимание! — Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Конкурсант играл весьма сложную программу из пяти произведений — Шуберта, Стравинского, Дебюсси и Равеля. Он с первых нот стал фаворитом зрителей. Сначала показалось, что Данило играет несколько суховато, но потом стало понятно — пианист настолько хорош, что любые дополнительные движения ему просто ни к чему.

Первым номером Мацетти стала пьеса «Poissons d’or» («Золотые рыбки») Дебюсси — она была сыграна в истинном импрессионистском духе, не слишком чувственно, а отрешенно-созерцательно. После Дебюсси прозвучали две транскрипции из балета «Жар-птица» Стравинского — Финал и Колыбельная. Исполнитель избрал именно такой порядок, и это оказалось весьма логично — очень мощный и технически сложный «Финал» позволил пианисту развернуться во всю силу в начале выступления, а тихая «Колыбельная», стилизованная под русскую народную песню, стала контрастом и к «Финалу», и к последующей виртуозной пьесе Равеля «Лодка в океане». Мацетти сыграл пьесу Равеля очень легко и, было видно, с большим удовольствием. (Можно вспомнить, как эту же пьесу исполнял Павел Войцеховски — один из победителей Юношеского конкурса, — и что для него ее освоение было гораздо более сложным деянием.) Последнее произведение — «Скиталец» Шуберта — в техническом плане было самым простым в программе синьора Мацетти, но жанр фантазии позволил ему выразить множество настроений и переходов между ними. Всю свою программу итальянский пианист исполнил с блеском и сполна ощутил на себе восторженные «браво» зрителей.

Вторым исполнителем — конкурсный номер 5 — стал Константин Хачикян из Московской консерватории (студент 4-го курса, класс профессора А. Писарева). В отличие от предыдущего исполнителя, у него было всего два отдельных номера программы — соната Бетховена op. 81 Es-dur и Шесть музыкальных моментов op. 16 Рахманинова. Может быть, Константин и не был столь блистательным, как Д. Мацетти, но играл очень старательно, и, в принципе, тоже не задумывался о технике игры. Самым заметным его недостатком стали очень резкие, прямо-таки пугающие, вступления — в тех местах, где требовался контраст «пиано — форте». Это было и в сонате Бетховена, и в пьесах Рахманинова. С таким подходом лучше всего у Константина получился финал сонаты. Музыкальные моменты прозвучали несколько пресно — очевидно, исполнитель сдерживал свои порывы, но с другой стороны — именно в этих пьесах он смог показать свои многочисленные технические возможности. Несмотря на то, что ближе к концу выступления энергии у конкурсанта поубавилось, Константин решил не щадить себя и полностью выложился на последнем из «Музыкальных моментов», что позволило ему завершить выступление наилучшим образом.

Прослушивание даже лишь нескольких участников доказывает, что основная часть конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко превосходит все ожидания, и что публике вполне стоит послушать дальнейшие выступления. Думается, они никого не разочаруют!

Михаил Зырянов, кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории музыки УГК им. М. П. Мусоргского


Возврат к списку