Пресс-центр

I тур. Основной конкурс. Фрагменты

Михаил Зырянов
(музыковед, аспирант I к. Уральской консерватории)


…По традиции, в один день играют четверо конкурсантов, так было и на этот раз. Рабига Дюсембаева – молодая, но уже достаточно опытная пианистка, аспирантка Московской Государственной консерватории по классу заслуженного артиста, профессора К.В. Кнорре. Из всех выступающих в этот день у нее была самая обширная программа – из 5 произведений, достаточно сложных. Это 2-я соната Бетховена, концертный этюд «Хоровод гномов» Листа, его же фортепианная транскрипция «Весенней ночи» Шумана, а также этюд №1 и сюита для фортепиано Дебюсси. 
Виртуозность наиболее всего понадобилась Рабиге в произведении Листа, и она прекрасно продемонстрировала ее публике. Этюд Дебюсси был также сложным, но в несколько другом плане – состоящий из нескольких эпизодов, он предполагает владение самыми разнообразными фортепианными техниками. Но не всегда пианисту требуется скорость движения пальцами – нужно уметь исполнять и медленные произведения – это умение Рабига показала на примере «Весенней ночи». Ну, и, наконец, сюита Дебюсси снова вернула публику в мир красочности и виртуозности; исполняя ее, Рабига весьма впечатлила публику. Но, видимо, рояль «Стейнвей» тоже был впечатлен, поскольку где-то после первой части сюиты начал дребезжать, что впрочем, не помешало Рабиге блистательно закончить свое выступление. А вот рояль в перерыве конкурса пришлось немного поднастроить. 
Второй участник, Артем Маркарян, также представляет Московскую консерваторию, являясь студентом класса народного артиста РФ, профессора Ю.С. Слесарева. В программе Артема значатся две сонаты Скарлатти, фа минор (К.466) и ре минор (К.141), а также Альборада Равеля и знаменитые Вариации на тему Паганини Брамса. Сонаты Скарлатти – довольно простые, хотя и не без некоторых виртуозных эпизодов, и достаточно короткие. Главное, что звучали они у Антона как будто на экзамене в школе – вроде бы и все правильно, но… концертности не хватало. Сразу стало видно, что Артем не станет работать на публику. 
…В Вариациях Брамса Артему наконец-то выпал шанс показать себя – разнообразие техник, штрихов, музыкальных красок в этом произведении весьма велико. Но если технически он сделал все правильно, то с точки зрения характера подачи музыкального материала остался верен себе и никаких эмоций почти не выказывал, лишь в конце ему пришлось несколько растревожиться. 
Вторая часть первого дня Основного конкурса представила на суд судьбы в лице членов уважаемого жюри еще двух конкурсанток – Данию Хайбуллину и Софью Бугаян
Как уже опытная участница конкурса, Д. Хайбуллина решила в этот раз покорить сердца членов жюри очень известными фортепианными произведениями, истинной классикой этого чудного инструмента – «Аппассионатой» Бетховена, «Мефисто-вальсом» Листа и двумя прелюдиями Дебюсси («Девушка с волосами цвета льна» и «Фейерверк»). «Аппассионата», одно из самых сложных и глубоких произведений для фортепиано, было продумано и прочувствовано настолько, насколько это возможно, и при игре Дания во всем старалась следовать замыслам композитора. В ее исполнении сосредоточенность и техничность равномерно сочетались с долей эмоциональности, и она прекрасно раскрыла себя через музыку, показала нам то, что она чувствует, слыша и играя это великое произведение. 
В «Мефисто-вальсе» виртуозность Дании проявилась сполна. За «Мефисто-вальсом» последовала красивейшая «Девушка с волосами цвета льна». По сравнению с тем, что Дании пришлось пережить до этого, – просто детская пьеса. Было видно, что Дания очень любит это произведение, и она действительно отдыхала, исполняя его просто для души, а не для жюри. «Фейерверки», конечно, были посложнее в техническом плане, но и в них Дании удалось передать импрессионистское видение пространства. 
Попрощавшись с Данией, пожелав ей удачи и надеясь на ее последующее появление в следующих турах конкурса, публика увидела на сцене вовсе не следующего исполнителя, а профессионального настройщика. С роялем надо было что-то делать, поэтому был объявлен перерыв. Началась перенастройка со злополучного си-бемоля, но когда он наконец был исправлен, оказалось, что из-за него спустил целый верхний регистр. А когда был исправлен верхний регистр, вплоть до последней ноты, были также подстроены и некоторые ноты нижнего регистра. На все ушло примерно минут двадцать, но публике они показались вечностью – настройщик чужих ушей не жалел. Причем не только ушей: видимо, не выдержав ужасной пытки звуком, одна лампа со стола жюри свалилась замертво и разбилась об пол. Но когда все последствия происшествия были ликвидированы и все улики уничтожены, публика проводила настройщика аплодисментами. И правильно: искусство игры на фортепиано заслуживает уважения, но не меньшего заслуживают и те люди, которые делают его возможным – инструментальных дел мастера. 
Наконец, завершила первый день прослушиваний Софья Бугаян, доцент кафедры специального фортепиано Ростовской консерватории. Ее программа насчитывала всего три произведения, но два из них были настолько сложны как для исполнения, так и для понимания, что, воистину, ее выступление показалось всем самым продолжительным. Эти произведения – «Чакона» С. Губайдулиной, Юмореска op.20 Шумана и соната соль мажор Гайдна (XVI/40). После диссонантной «Чаконы» классическая мажорная соната Гайдна пролилась бальзамом на истерзанные души и уши слушателей. 

Возврат к списку