Пресс-центр

I тур. Основной конкурс

Оксана Гагарина (аспирантка УГК, кафедра теории музыки)
27 июня в Большом зале Уральской консерватории прошли конкурсные прослушивания 1 тура участников V Международного конкурса пианистов памяти В. Лотар-Шевченко. В первый день творческого состязания выступило четыре пианиста. Двое конкурсантов – Р. Дюсембаева и А. Маркарян представляли Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, другие две пианистки – Д. Хайбуллина, студентка Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки и С. Бугаян – выпускница, а ныне – доцент Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. 
Программу конкурсного дня открыло выступление пианистки Рабиги ДЮСЕМБАЕВОЙ (г.Москва). Выступление Р. Дюсембаевой можно назвать успешным по двум причинам. Во-первых, участнице выпала непростая задача выступить первым номером, а это, как правило, психологически сложнее, но она прекрасно справилась с этой задачей: в игре пианистки ощущалась воля, уверенность в своих силах, эмоциональная свобода. Во-вторых, удачным видится выбор конкурсанткой программы, позволившей выигрышно представить её лучшие исполнительские качества – блестящую технику, наполненный, сочный звук, артистизм. Из всех произведений программы, особенно удачным показалось исполнение концертного этюда Ф. Листа «Хоровод гномов» и двух опусов К. Дебюсси (Этюд № 1 по г-ну Черни и Сюита для фортепиано). Здесь особенно ощутимы были такие ценные в фортепианном искусстве грани, как эмоциональная гибкость, масштабность мысли, объёмность звучания, рациональное использование педали.
Второй конкурсант – Артём МАРКАРЯН (г. Москва) представил достаточно интересную и солидную программу – две сонаты Д. Скарлатти, «Альбораду» М. Равеля и «Вариации на тему Паганини» Й. Брамса. В целом выступление было успешным, но само впечатление оказалось несколько смазанным: видимо, дало о себе знать сценическое волнение. Создалось ощущение, что в техническом отношении пианиста не в чем упрекнуть, да и в плане художественном ему было что сказать, но досадные моменты волнения, мелкие шероховатости помешали целостному восприятию выступления и свободному диалогу с публикой.
Третьим по счёту было выступление Дании ХАЙБУЛЛИНОЙ (г. Новосибирск). Дания открыла свою программу «Апассионатой» Бетховена, одной из самых рискованных и сложных в смысле интерпретации сонат немецкого композитора. Тем не менее, это было грамотное и осмысленное исполнение, в котором чувствовались и уважительное отношение к авторскому тексту, и чувство стиля, и собственное проживание этой музыки. В эмоциональном, даже страстном исполнении пианистки присутствовал бунтарский дух, присущий немецкому гению, суровость и драматизм. Замечательно были переданы характерные бетховенские контрасты, резкие смены настроения, выстроены кульминации. В исполнении «Мефисто-вальса» проявились уже знакомые по первому произведению мятежность, неудержимая страстность с оттенком демонизма. И возможно потому, что пианистка особенно увлеклась этими инфернально-драматичными образами, контраст побочной темы – проникновенно-нежной, неземной – оказался менее ощутим. В двух прелюдиях Дебюсси («Девушка с волосами цвета льна» и «Фейерверк») пианистке удалось показать своё мастерство тончайшей нюансировки звука, донести до слушателя изысканный лиризм и красоту художественных образов Дебюсси. Замечательными качествами пианистки Д. Хайбуллиной, выделяющими её среди других конкурсантов, является концептуальность исполнения, осмысленность и, как следствие, способность держать внимание публики от первой ноты до самого конца. 
Конкурсный день завершился выступлением пианистки из Ростова-на-Дону Софьи БУГАЯН. Программа, представленная пианисткой, оказалась разноплановой с точки зрения стиля – в ней были представлены и классика (Й. Гайдн Соната № 40 Соль мажор), и романтизм (Р. Шуман «Юмореска»), и ХХ век («Чакона» С. Губайдулиной). У конкурсантки, таким образом, была возможность показать себя в разной музыке с разных сторон. «Чакону» Губайдулиной, открывшую программу, отличали титанизм, монументальность, ударность пианистической манеры исполнительницы, свойственные в определённой степени и самой музыке Губайдулиной. Однако эти качества, уместные в современной музыке, проявились и в сонате Гайдна. При всей виртуозности, безукоризненности технической, в игре пианистки часто возникали резковатые, иногда утрированные акценты, совершенно чуждые этой музыке. Исполнение «Юморески» Шумана было в целом удачным, что позволило создать целостное впечатление от выступления пианистки.
Завершившийся конкурсный день, безусловно, был интересным. Не менее интересным обещают быть и последующие дни. На этом этапе хочется пожелать всем конкурсантам успешных выступлений и высоких оценок жюри!

Возврат к списку