Пресс-центр

Михаил Зырянов, музыковед

Членам жюри на конкурсе можно только посочувствовать – шутка ли, по три часа безвылазно вслушиваться в музыку, да еще и оценивать исполнение! Поэтому распорядок дня на втором туре Международного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко немного изменился. Во-первых, так как все 15 участников должны были уложиться в 3 дня, решено было, согласно арифметическим расчетам, разделить их на пятерки, оставив при этом первоначальную нумерацию. Во-вторых, из-за огромного количества музыкального материала, а программы второго тура предполагают большее количество произведений, после каждого выступления стал делаться небольшой перерыв. Короче говоря, в первой половине дня должны выступать 3 участника, во второй – два. При таком порядке все должны были уложиться в срок. Программу Анны Грот составляли Basso ostinato Щедрина, Романс №2 и Новеллетта №2 Шумана, Прелюдия №5 и Соната №1 Рахманинова. Щедрин обрушился на слушателей без подготовки, что произвело сильное впечатление. Вообще Анна играла очень сильно, помогая себе движениями всего тела. И тем более контрастным смотрелся Шуман – казалось, более спокойной пианистки не бывало на всем конкурсе. Даже непонятно, как она смогла перестроиться так быстро и качественно, что никаких отголосков, по крайней мере, не самому профессиональному уху, слышно не было. Новеллетта, более яркая и мощная, потребовала и большей сосредоточенности. Но наиболее блестяще прозвучала прелюдия Рахманинова. Соната же потребовала от пианистки четкой прорисовки всех нюансов и характеров, которые менялись довольно часто. Соната Рахманинова, особенно финальная часть, заставила Анну в наибольшей мере проявить свое пианистическое мастерство. Программа Анны для II тура конкурса была вполне обоснована – ее обрамляли самые сложные и виртуозные номера. Программа Вячеслава Ронжина была весьма оригинальной. Он играл 4-ю сонату Прокофьева, 12 (!) этюдов Шопена op.10 и Токкатину №3 Капустина. Но его стиль игры не сильно изменился с I-го тура – он играл слишком уж спокойно, даже наиболее динамичные моменты у него не вызывали какого-то разогрева эмоций. Прокофьев, композитор с достаточно веселым стилем, здесь не узнавался. Но если соната ему удалась и не очень, гораздо лучше смотрелись этюды. Во-первых, они брали количеством, а во-вторых – включение в программу целых 12-ти этюдов было обусловлено, скорее всего, попыткой показать талант пианиста с разных сторон. И хотя себя не переступишь, нельзя сказать, что некоторые известные этюды как-то отступали от заданных в них образных рамок. Академичности в его игре все еще было хоть отбавляй, но видно было, что он боролся с ней. Этому способствовали и сами произведения. Этюды стоили Вячеславу много сил – он устал, один этюд даже начинал три раза. В одном из этюдов особенно проявились виртуозные навыки пианиста. Даже токкатина, вроде бы современное сочинение, не сильно вышло из контекста – та же скорость и виртуозность, но уже в несколько урбанистическом ключе. Это было очень эффектное завершение программы. Даниил Кириллов был, наоборот, полной противоположностью Вячеславу. Во-первых, он еще с первого тура был известен как самый эмоциональный и «романтичный» исполнитель. Во-вторых, в его программе II тура присутствовали в основном спокойные произведения, в которых он вынужден был сдерживаться: багатель Селиверстова, соната Моцарта, «Эстампы» Дебюсси, рапсодия №5 Листа и 9-я соната Прокофьева. Багатель Селиверстова была скорбным и прозрачным, но небольшим произведением, но даже в нем Даниил проявил свой характер в некоторой ритмической свободе, и эта свобода шла от его души. Наиболее его ограничивала, конечно же, соната Моцарта, но он справился с ней как нельзя лучше. Стало понятно, что «романтичный» пианист прекрасно умеет играть и классическую музыку. Рапсодия Листа немного вывела Даниила из спокойного русла, и тут уж он показал себя. Собственно, он расходовал много сил, поэтому часто нуждался в подзарядке: после каждого произведения он вставал, чтобы ему поаплодировали, а после рапсодии даже вышел за сцену. В целом Даниил играл гораздо лучше, чем на первом туре, не применяя силу.

Возврат к списку