Пресс-центр

Областная газета (Екатеринбург)

В минувшую среду в большом зале Свердловской филармонии открылся фестиваль лауреатов Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Конкурс её имени был организован в 2006 году по инициативе Фонда первого Президента России Бориса Ельцина, а также деятелей культуры России и Франции. Фестиваль приурочен к предстоящему 80-летию Бориса Николаевича, которое будет отмечаться 1 февраля 2011 года.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне фестиваля в информационном центре «Итар-ТАСС-Урал», присутствовали лауреаты одного из предыдущих конкурсов — третьекурсник Российской академии музыки им. Гнесиных Дмитрий Аблогин и его лучший друг, третьекурсник Московской государственной консерватории им. Чайковского Михаил Турпанов. — Без финансовой и моральной поддержки Фонда ни конкурса, ни фестиваля не было бы, — сказал Дмитрий Аблогин. — Я считаю, что имя Веры Лотар-Шевченко незаслуженно забыто. Замечательно, что есть люди, которые могут восстановить историческую справедливость.

Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году. Училась в Париже у легендарного пианиста Альфреда Корто, позже стажировалась в Венской музыкальной академии. В Россию её привела любовь: Вера вышла замуж за дипломата Владимира Шевченко и в 1938 году приехала в СССР. В начале Великой Отечественной войны её мужа, а затем и её саму арестовали. Тринадцать страшных лет провела она в сталинских лагерях: все эти годы единственным «музыкальным инструментом» была вырезанная кухонным ножом на нарах фортепианная клавиатура. Заключённые, наблюдавшие за этими «концертами», были потрясены её преданностью музыке и уверяли, что понимают и слышат то, что она пыталась извлечь своими искорёженными от тяжёлых работ пальцами из, пожалуй, самого необычного музыкального инструмента XX века.

После освобождения Лотар-Шевченко работала тапёром в музыкальном театре Нижнего Тагила. Затем жила в Барнауле, в новосибирском Академгородке. Много гастролировала. — Поразительно интересный человек, мужественный, талантливый, во Францию она не ехала, хотя её много раз приглашали вернуться. Она всегда говорила, что это будет предательством по отношению к тем русским женщинам, которые помогали ей выжить в лагере, — рассказал директор конкурса, журналист, музыкальный критик Юрий Данилин. — Когда лауреаты конкурса добрались до её родной школы в Париже и играли в зале Корто, я лично считал, что это и есть возвращение Веры Августовны — самой ей не удалось, но зато молодые музыканты при-ехали играть в её честь! На могильной плите легендарной пианистки высечены её же слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна»...

В нынешнем фестивале, ставшем прелюдией к IV конкурсу памяти Веры Лотар-Шевченко (он впервые пройдёт в Екатеринбурге в июне 2012 года), примут участие лауреаты предыдущих конкурсов. На фестивальных площадках — в больших залах Свердловской филармонии и Уральской государственной консерватории, зале Маклецкого музыкального училища им. Чайковского, — прозвучат произведения Баха, Шопена, Шумана, Грига, Листа, Шуберта, Рахманинова, Прокофьева... Завершится фестиваль 28 июня во Дворце детского и юношеского творчества Нижнего Тагила. Именно в этом городе Лотар-Шевченко обрела свободу и вновь стала играть на настоящем, а не «безмолвном» фортепиано.

Фестиваль фортепианной музыки — первое яркое мероприятие, посвящённое юбилею Бориса Ельцина. Впереди — выставка «Первые леди России», которая откроется 5 июля в Свердловском областном краеведческом музее, гастроли театра-студии Петра Фоменко, который дружен с Фондом первого Президента, а также презентация изданий, вышедших при поддержке Фонда.

Источник: http://www.oblgazeta.ru

Возврат к списку