Пресс-центр

Основной конкурс. День первый

VI Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко набирает обороты. 20 июня состоялись прослушивания участников Основного конкурса. В нем приняло участие семь конкурсантов, представивших свободную программу продолжительностью 45 минут.

Первой по жребию довелось выступать участнице из Алматы, выпускнице Казахской национальной консерватории (класс Ж.Я. Аубекировой) Жибек КОЖАХМЕТОВОЙ. Начала своё выступление участница Прелюдией и фугой es-moll Д. Шостаковича. С первых тактов прелюдии почувствовался сильный темперамент пианистки, который ей с трудом удавалось сдерживать. Хрупкость и отрешённость музыкального образа, характеризующие прелюдию, сменились бурными всплесками, прорывавшими интонационный аскетизм мелодических горизонталей фуги. Безупречно с точки зрения стиля был исполнен Жибек Кожахметовой цикл из двух сонат Д. Скарлатти (h-moll и E-dur). Здесь пианистка продемонстрировала прекрасное владение артикуляционной техникой, свойственной раннеклассическому клавирному стилю. В её игре поразило тембровое чутьё и умение достичь разнообразия динамических градации в пределах самой тихой звучности. Несколько сомнительным видится выбор конкурсанткой сонаты Ф. Листа «По прочтении Данте». Однако, сама попытка охватить масштабную драматургическую концепцию сонаты и воплотить её на сцене, заслуживает уважения.

Выступления следующих участников, выступавших в первой половине дня, оставили менее яркое впечатление. Возможно, причина не в самом удачном выборе репертуара. Так, явным промахом стал выбор «Карнавала» Р. Шумана конкурсантом из Москвы Константином ХАЧИКЯНОМ. Участнику, при всех его пианистических достоинствах, оказалась совершенно чужда стихия шумановской музыки, с её изменчивым, подвижным складом, калейдоскопичность смен музыкальных образов, с её глубиной. Та же проблема дала о себе знать в выступлении участницы из Омска Марины КОСТЕРИНОЙ, выбравшей в качестве конкурсных произведений Фантазий Ф. Шопена, В.А. Моцарта, Н.Скрябина. Смелый на первых взгляд, этот выбор обернулся досадной неудачей. Отчасти из за волнения, отчасти из за сложности произведений, преодолеть которую пианистке пока не по силам.

Среди конкурсантов второй половины дня хотелось бы выделить выступление Тимофея ДОЛИ, студента Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс А.А. Писарева). Этот участник достойно представил московскую фортепианную школу. Для своего выступления Тимофей выбрал Два ноктюрна ор. 27 Ф. Шопена, «Долину Обермана» Ф. Листа и Седьмую сонату С. Прокофьева. Шопен, которым пианист открыл своё выступление, прозвучал стильно и сдержанно. В «Долине Обермана» раскрылся богатый технический арсенал пианиста, умение целостно охватить, выстроить сложную структуру произведения. Кульминацией выступления Тимофея Доли стала соната Прокофьев. В этом произведении его дарование раскрылось до конца. Конкурсант блестяще передал сложный образный строй этой сонаты, а также специфику прокофьевского фортепианного письма с его особенностями ритмики, фактуры, штриха. Можно считать, что выступление Тимофея задало определённую планку для остальных конкурсантов.

С нетерпением ждём следующих дней конкурса и знакомства с другими участниками, которые готовятся к выходу на сцену.

 Оксана Гагарина, 
 музыковед, аспирантка УГК им. М.П. Мусоргского

Возврат к списку