Пресс-центр

Отзыв о прослушиваниях 20 июня

Прошел второй день VI Международного конкурса пианистов имени Веры Лотар-Шевченко и первый день его Основной части. Этот день наполнил слушателей неоднозначными ощущениями и эмоциями. В Основном конкурсе мероприятия принимают участие студенты консерваторий России и зарубежья, а также пианисты, продолжившие свою карьеру после учебы в Высшем звене музыкального образования.

Каждый пианист сегодняшнего дня – это яркая личность со своими взглядами на музыкальное искусство и фортепианное исполнительство в частности, с которыми рядовой слушатель не всегда может согласиться. Так, многие конкурсанты позволяли себе довольно свободную агогику в своих произведениях, что порой приводило к мысли о недоученности ими программы.

Не хочется акцентировать внимание на негативных моментах выступлений. Оставим их при себе. Но после сегодняшнего прослушивания появилось немного пожеланий конкурсантам на будущее.

За некоторыми пианистами замечено очень «аккуратное» отношение к инструменту. Оно настолько осторожное, что в итоге не хватало мощности даже в самых драматичных или кульминационных местах произведений. Исполнители будто сковывают себя в какие-то рамки, не дают себе ту свободу, которая от них порой даже «требуется», не отдаются полностью полету в музыке. Так и хотелось найти в стене или на кресле и включить кнопку Volume, дабы усилить звучание со сцены.

Так, особый ручной «амбушюр» был заметен у первой участницы первого дня – Кожахметовой Жибек. Прелюдия, фуга и вариации С. Франка, сыгранные ею, прозвучали с такой исключительной мягкостью, будто рояль был специально так «подготовлен». Но это не испортило впечатления от игры пианистки, а только украсило ее программу. Эта же манера игры осталась и в следующем произведении – Соната-фантазия «По прочтении Дантэ» Ф. Листа. Так же «бережно» с инструментом обходилась другая участница – Костерина Марина, программа выступления которой отличалась «фантазийностью»: Марина исполнила фантазии И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шопена и А.Н. Скрябина.

Другим пожеланием, которое появилось при прослушивании «Альборады» Равеля в исполнении Козлова Кирилла и Сонаты №7 С.С. Прокофьева в исполнении Доли Тимофея, является хулиганство. Да, да, вы правильно прочитали! Хулиганство! Его так не хватает во многих произведениях. Не хватает детскости, лукавства, скерцозности! Есть техника, есть фразировка, музыкальность, есть выверенная четкая форма, но нет того, на чем должны строиться эти сочинения – нет настроения! И этого желаю не только сегодняшним конкурсантам, но и тем, кому еще следует удивить жюри (а мы знаем, что «Альбораду» мы услышим на конкурсе еще не раз!).

Одним из позитивных моментов конкурсного дня, ласкавшее душу и уши зрителей стало исполнение произведений композиторов-классицистов. Соната B-dur В.А. Моцарта в исполнении Кузнецовой Полины и Соната A-dur в исполнении Кирилла Козлова, удивили своей необыкновенной чистотой и легкостью, такой, насколько это можно было сыграть прозрачно, хрустально и тонко.

Не могу оставить без внимания, момент, связанный с удачно подобранной программой выступления. В игре некоторых участников слышится уверенность, удовольствие от игры, наслаждение. Наверное, данные произведения близки участникам по темпераменту. Так, «рыбой в воде» себя чувствовали Кузнецова Полина в цикле Крейслера-Рахманинова и Хачинян Константин в Сонате b-moll С.В. Рахманинова. Особая атмосфера была создана во время выступления Парфёнова Марка, последнего участника сегодняшнего дня. Это был некий процесс со-творения (с композиторами, конечно) произведений, исполненных Марком. Соната Л. Бетховена и Вариации С.В. Рахманинова были настолько убедительно сыграны, что данные композиторы, наверно, были бы очень довольны именно таким исполнением их сочинений.

Первый день конкурса прошел, но участников ждет II тур. Удачи, дорогие конкурсанты, и не забывайте, что порой нужно «включать» в себе ребенка!

Мария Байкузина, 
 студентка историко-теоретического отделения УГК им. М.П. Мусоргского

Возврат к списку