Пресс-центр

Последний день прослушиваний второго тура Основного конкурса

27 июня завершились прослушивания второго тура VI Международного конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко. На сцене Большого зала Уральской консерватории своё мастерство продемонстрировали пять участников. Несмотря на решение жюри, согласно которому в финал вышли лишь только трое из них, впечатлили и запомнились все выступления, и каждое заслуживает комментариев.

Арсений Мерзлов (Екатеринбург) во втором туре показал высокий уровень подготовки. В программе его выступления были сочинения монументальные как по сложности композиции, так и по содержанию: «Вариации на тему Р.Шумана» Й. Брамса и «Этюды-картины» ор. 39 С. Рахманинова. К тому же, Арсений оказался единственным конкурсантом, исполнившим во втором туре собственное произведение («Колыбельная»), что, безусловно, привлекло внимание жюри. В его выступлении чувствовались и яркая концептуальность, и индивидуальность интерпретационного решения. И хотя в финал Арсений не прошёл, он был удостоен почётного звания Дипломанта конкурса.

Звание Дипломанта получил и другой конкурсант, выступавший в этот же день, − Максим Кинасов (Москва). Ещё в первом туре этот пианист выделился своей мягкой, благородной манерой игры, а также техническим совершенством. Среди произведений, исполненных Максимом во втором туре, наиболее интересно и убедительно прозвучали «Картинки с выставки» М. Мусоргского. И всё же здесь можно было заметить некоторое однообразие в подаче контрастов настроений, связанное, скорее всего с особенностями темперамента музыканта. Не хватило ему и объёмного звука богатырского размаха в финале цикла. При этом пианист произвёл довольно приятное впечатление. Думается, имея столь богатый потенциал и совершенствуя своё мастерство, пианист обязательно раскроет свою исполнительскую индивидуальность.

Среди конкурсантов-финалистов более убедительным стал Александр Широков, запомнившийся своим органичным «вживанием» в масштабную концепцию «Скитальца» Ф. Шуберта, а также поэтичным и тонким исполнением «Сонатины» Равеля. В плане исполнительской трактовки менее внятно высказался Роман Косяков. Прежде всего, малообоснован выбор конкурсантом Сонаты № 1 d-moll С. Рахманинова, − этого раннего рахманиновского произведения, несколько многословного по высказыванию, а, следовательно, и трудного для восприятия слушателей. Немного тяжеловато по звуку прозвучал и Экспромт с вариациями Ф. Шуберта ор. 42 № 3. Зато в «Токкатине» Капустина пианист блеснул своей шикарной техникой и артистизмом, чем, вероятно, заслужил высокие оценки жюри, позволившие ему выйти в финал.

Последним в этот день выступал Константин Звягин, представлявший на конкурсе Германию. Надо сказать, что обращение некоторых участников данного конкурса в своих программах к масштабным циклам само по себе вызывает большое уважение, ведь это требует большой сценической выдержки и умения мыслить на самом крупном масштабно-временном уровне. Весьма отрадно было услышать на данном конкурсе «Этюды» Ф.Шопена ор. 10, или «Этюды-картины» С. Рахманинова ор. 33 и р. 39, прозвучавшие в виде циклов. Приятно порадовал и Константин Звягин, выбравший для себя Первую тетрадь «Прелюдий» К. Дебюсси. Его исполнение, хоть и не везде, не во всех прелюдиях исполненное поэзии, обаяния, свободы высказывания, убедило стилевой выдержанностью, грамотным выполнением авторских указаний и общей композиционной выстроенностью, целостностью. Прозвучавшие в самом конце выступления конкурсанта авторские обработки отрывков из опер Вагнера (Бузони, Таузиг) несколько перегрузили программу. Но в целом во втором туре пианист показал серьёзный конкурсный уровень и, что немаловажно, высокую степень сценической выдержки, позволившей ему оказаться в числе финалистов.

Кроме упомянутых конкурсантов в финал вышло трое пианистов, выступавших 25 и 26 июня. Ими стали Жибек Кожахметова, Тимофей Доля и Олег Худяков. В ближайшие три дня ребят ожидает третий тур, предполагающий исполнение двух фортепианных концертов с оркестром Свердловской филармонии. Поздравляем их с выходом в финал и желаем большого терпения и сил для достойного завершения этого грандиозного конкурсного соревнования!

Оксана Гагарина, 
музыковед, аспирантка УГК им. М.П. Мусоргского

Возврат к списку