Пресс-центр

Впечатления от прослушиваний 1 тура Юношеского конкурса - Осипова А.

Николай Гумилев говорил, что у поэта должно быть непременно очень счастливое детство — или очень несчастное. [Читайте — у художника вообще, личности творческой, цельной.] В отношении юности это может быть справедливо лишь наполовину, ибо тот, чья юность погружена в искусство, тем более — музыку, особо же — если она любима, — поглощен творчественностью момента и оттого уже, кажется, счастлив. Возможность это увидеть и услышать дана нам сейчас — на юношеском конкурсе памяти Веры Лотар-Шевченко.

Думается, конкурс — это, в первую очередь, преодоление себя. Но и сама музыка в определенном смысле есть такое же преодоление — вечной инерционности жизни и склонности человека к упрощению мира, сведению его к наиболее удобным, вмещаемым формулам и формулировкам. Занятие искусством же — это странная необходимость преодоления свертываемости мира.

Музыка, кроме того, — преодоление той взрослости, которая подступает к человеку снаружи, под влиянием обыденности. Но подлинное мастерство есть накопление изнутри — накопление взрослости, которая позволяет не утратить способности воспринимать мир в живых образах, жизнь — как пространство объемное и красочное, а звучание, живописуемое на полотне клавиатурного ландшафта, — как зримый образ.

Общение молодых музыкантов с инструментом, с музыкой Великих имен, воссоздаваемые ими миры и образы, можно было увидеть сегодня с самых разных ракурсов. Преодолевая, в свою очередь, нерешимость пера, хочется кое-что запечатлеть.

С первых звуков Этюда Скрябина и Сонатины Равеля очаровала слушателя мягкость туше, нежность тона исполнения Анастасии Рязановой, пианистки из Москвы. В интерпретациях музыки Дебюсси екатеринбургских музыкантов Дмитрия Овчинникова и Бориса Коврова клавиатура дышала стихийностью метра и светотени — в импрессионистической свободе и, одновременно, тонкости, неуловимости штриха.

Особо хочется сохранить в памяти сегодняшние выступления Павла Войцеховски из Варшавы и Матвея Шумкова из Екатеринбурга. Здесь — и Бах как искусство законченных линий, и — удивимся и восхитимся — Черни в невероятном богатстве красок, и «серебристый» Равель, и блестящие этюды Шопена и Рахманинова.

Исполнительский уровень молодых участников конкурса очень высок, а потому, верю, нас ждет интереснейший второй тур.

Александра Осипова,
аспирантка 2 курса Кафедры истории и теории исполнительского искусства УГК


Возврат к списку