Пресс-центр

Впечатления первого дня Основного конкурса

Любое состязание, музыкального или иного плана, заставляет испытывать массу эмоций, причем не только самими участниками, но и слушателями. Вот и мне довелось наблюдать за конкурсной борьбой будучи уже слушателем, а не конкурсантом. Могу признаться, что дело это весьма волнительное! Прекрасно знаешь и понимаешь сложность выбранных произведений и ответственность самой ситуации конкурсного выступления. Потому отзыв мой получился несколько «сопереживающим».

Первой в Основном конкурсе выступила Жибек Кожахметова, уже знакомая екатеринбургской публике своими яркими выступлениями на площадках конкурса «Русский сезон в Екатеринбурге», проходившем в прошлом году. Хочется отметить, что и сегодня ее выступление на высоте. Первое, что поразило в ее игре это глубина, стиль, отточенность и ясность ее музыкантских желаний. Программа пианистки насыщенна, разнообразна и, безусловно, сложна. Прелюдия и фуга ми-бемоль минор Шостаковича является, пожалуй, самой трагичной и непростой по состоянию, крайне сложно выдержать этот накал, но у Жибек есть исполнительский стержень, который не только помог ей исполнить этот цикл, но и не позволил ни на секунду ускользнуть вниманию нам – зрителям. Особо подкупило исполнение фуги. Разные тембры голосов, которые сохраняются и ни капли не мешают друг другу, хитросплетения тем и интермедий и при этом все сыграно на тончайшем пианиссимо – вот что и является подлинной техникой. Возможно, не хватило развернутой кульминации, более крупного звука, что помогло бы фуге оформиться, однако трактовка Жибек могла и не предполагать «крушения стен» в кульминации.

Далее следовали две сонаты Скарлатти. Их исполнение было филигранно, отточено и стильно. Туше было точное, но при этом не стучащее. Чувствовалось, что в сонатах пианистка себя чувствует себя свободно, при том, что свободы они дают весьма мало, да еще и коварны! Очень интересно была сыграна ми мажорная соната, игра с динамикой и перекличками была выполнена легко и непринужденно.

Программу выступления конкурсантки продолжил цикл Сезара Франка «Прелюдия, фуга и вариации» в транскрипции А.Ведерникова. Как мне кажется, именно здесь Жибек удалось полностью раскрыться. Коган как-то сказал, что исполнитель должен пролить на сцене свою капельку крови. В момент исполнения пианисткой Франка мне пришли в голову эти слова, потому что в тот момент мне как слушателю было не столько важно, как именно играет пианистка, но было важно не пропустить ни одной ноты. Можно долго говорить, что инструмент играл разными тембрами и планами, что было лучше или хуже, на мой взгляд, цикл был просто достижением.

Венчала программу «Соната по прочтении Данте» Ф.Листа. Стоит сказать, что после такого Франка мне было сложно «отойти», но Жибек честно выдержала и исполнила сонату. Мне немного не хватило «листовского» размаха, более крупного мазка что ли, смелого и доблестного звука в самом начале, экспозиции сонаты и в разработке.

В заключение отзыва хочется резюмировать, что у пианистки есть свое исполнительское «лицо», свое отношение и взгляд, что, несомненно, редко встретишь.

Хочется пожелать Жибек успехов, ярких творческих свершений!

Анна Интересова, 
студентка фортепианного отделения УГК им. М.П. Мусоргского

Возврат к списку