Пресс-центр

Жизнь, осененная музыкой

Источник 

Людмила Смирнова 

По инициативе российской и французской интеллигенции — пианистов Михаила Плетнева и Паскаля Девуайона, актрисы Анни Жирардо, кинорежиссера Владимира Мотыля — при поддержке администрации Новосибирской области с 1 по 14 декабря в нашем городе проходит Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар — Шевченко. Не случайно этот конкурс уже во второй раз организован в Новосибирске, ведь именно здесь Вера Августовна провела последние восемнадцать лет жизни. Правда, говорят о том, что надо бы в третий раз собраться уже в Париже, поскольку Вера Лотар родилась во Франции и училась у знаменитого пианиста Альфреда Корто.

Став женой русского дипломата, она прибавила к своей фамилии еще одну — Шевченко, и в 1937 году вместе с мужем переехала в СССР. Вряд ли даже в самом страшном сне могло присниться счастливой молодой женщине, сколько суровых испытаний приготовила ей судьба!

Исполнительскую деятельность Вера Августовна на новой родине начала в Ленинграде, где ее и арестовали накануне войны. Причина? До банальности проста: мужа объявили врагом народа и расстреляли, а ее бросили в сталинские лагеря, где она провела четырнадцать лет. Как удалось выжить хрупкой и нежной девушке в нечеловеческих условиях? Спасибо силе духа, не оставившей ее, и любви к музыке. Она играла на воображаемом фортепиано, пальцы летали по нарисованной клавиатуре, и в душе звучала музыка. А после освобождения Вера Лотар — Шевченко тоже была «при музыке», будучи солисткой Свердловской, Алтайской, а потом и Новосибирской филармонии, играла в лучших концертных залах Москвы и Ленинграда, но во Францию уже не вернулась (посчитав, что это будет своеобразным предательством по отношению к тем, кто помогал ей выжить в лагерях). По личному приглашению академика М. А. Лаврентьева Вера Августовна поселилась в новосибирском Академгородке, где, по словам самой пианистки, прошла лучшая часть ее российской жизни.

Эта жизнь так необычайна, что просто просится на экран. И действительно, сценарий был написан, и в фильме «Руфь» главную роль сыграла французская кинозвезда Анни Жирардо. По свидетельству тех, кто знал Веру Августовну, ее образ создан идеально (несмотря на слабость фильма), а Жирардо даже голос и походку передала точно и, вообще, оказалась похожа на свою героиню внешне. Сама актриса, всей душой стремившаяся в Новосибирск на этот конкурс и вошедшая в его Попечительский совет, не сумела приехать из — за болезни. Знаменитая Анни Жирардо, сыгравшая сотни ролей, заявила, что нет личности, которая бы воздействовала на нее столь сильно. Жизнь Веры Лотар — Шевченко взволновала ее до глубины души и этот сыгранный ею образ она считает очень значимым для себя. Остается пожалеть, что создатель всенародно любимого фильма «Белое солнце пустыни» кинорежиссер Владимир Мотыль, хорошо знавший Веру Августовну (она у него работала тапером и распекала «по полной программе», когда был, по ее мнению, не прав) не снял пока картину про Веру Лотар — Шевченко.

Мотыль всегда беспрекословно слушался пианистку и именно с нее, истинной француженки, позже «лепил» образ Полин из фильма «Звезда пленительного счастья». А Вера Августовна привыкла и к российским реалиям, стойко перенося отсутствие того, что любила с детства. Хотелось ей полакомиться камамбером — покупала обычный сыр в магазине, устраивала на батарее центрального отопления, глядишь — через пару дней он покрывался плесенью, и порядок! У нее никогда не было концертного платья, а туфли пришлось носить на два размера больше. Она разбегалась в них и ехала по сцене к роялю, не теряя врожденного чувства юмора. А как она носила свою старенькую каракулевую шубку! И уж если обращалась к мужчине «месье!», так любой забулдыга готов был выполнить ее просьбу.

Вот, например, такой был случай. Вера Августовна как — то накануне Нового года позвонила по — приятельски молодому журналисту Юрию Данилину (сегодня он возглавляет оргкомитет конкурса ее имени) и говорит: «Давай кутить!». Поехали по городу на такси в поисках приличного заведения. Будучи натурой романтичной, Вера Августовна «купилась» на название «Волна» где — то на Затулинке. Вошли они в «ресторан», и Вера ахнула: «Тут нет рояля!». И что же? Она подошла к двум подвыпившим гражданам, и — кто бы подумал! — вскоре пианистка и ее попутчик увидели в окно, как мужики катят через трамвайные рельсы кабинетный рояль. А потом два часа без пауз Вера Лотар — Шевченко играла, и все, притихнув, слушали. И, конечно, провожали со слезами на глазах, и ручки целовали. Кстати, когда у нее был юбилейный концерт в НГАТОиБ, то благодарная публика все цветы с театральной клумбы вырвала и закидала триумфаторшу букетами.

Сегодня в конкурсе памяти выдающейся пианистки принимают участие музыканты, съехавшиеся в Новосибирск из разных стран мира. Финансовый кризис внес свою «лепту», кто — то не смог оплатить проезд и приехали не все, кто собирался. Но все же это очень представительное «собрание», а жюри возглавляет замечательный пианист, народный артист России Владимир Овчинников. Приехали и Александр Скрябин, и Сергей Мильштейн, и Евгений Бушков, и другие известные персоны. Мороз благому делу не помеха, хотя пришлось все же прибывшим на конкурс посылать домой телеграммы, чтобы срочно прислали теплые вещи. Сибирская зима дала знать, что шутить не любит, но и она уже готова сменить гнев на милость, чтоб гостям у нас стало тепло.

Возврат к списку